Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОЗЕРСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА - ДЕТСКИЙ САД» (Срок реализации 2009-2012) Озерки 2009 1. Паспорт образовательного учреждения Общая информация Название образовательного учреждения (по уставу) Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста « Озерская начальная школа – детский сад » Тип и вид общеобразовательного учреждения муниципальное Уровень и направленность реализуемых программ Программы дошкольного образования Общеобразовательные программы Дошкольный компонент Познавательно-речевая направленность развития воспитанников Социально- личностная направленность Эколого-оздоровительная направленность развития воспитанников Организационно-правовая форма Муниципальное образовательное учреждение Учредитель Муниципальный отдел управления образованием Муниципального образования Красноуфимский округ Год основания МОУ 2009 г. Юридический адрес Россия, 623324, Свердловская область, Красноуфимский район, д. Озерки, ул. Сосновая, 1а Телефон (343 94) 3-96-86 Факс (343 94) 3-96-86 Фамилия, имя, отчество Руководителя Насибуллина Идолена Александровна , директор I квалификационной категорией Режим работы ДОУ с 7.30 час. до 18.00 час. Ресурсная база общеобразовательного учреждения • Помещение и его состояние • Технологическая оснащенность (количество персональных компьютеров и др. оргтехники) • Залы • Спортивная площадка • Основное здание – 301,2 кв. м, состояние удовлетворительное • Персональных компьютеров-7 • Принтер-5, мультимедиа- 1 • спортивный зал – 1 • игровая площадка Педагогические кадры Общее количество педагогических работников 6 Из них совместителей 1 По штату: Воспитатели - младший воспитатель 1(1,15) 2(1,3) Имеют квалификацию: • Вторую квалификационную категорию • Первую квалификационную категорию • Высшую квалификационную категорию Имеют образование: Высшее Неоконченное высшее Среднее специальное 1 4 0 6 1 0 5 Сведения о комплектовании групп ДОУ и классов Всего групп Всего классов 1(смешанная) 4 класса.2 комплекта Содержание образования • Основное (базовое) образование – федеральный компонент • дошкольный компонент учебного плана Содержательные линий, по которым организовано образование • познавательно- речевое • социально - личностное • физическое • художественно-эстетическое Традиции: 1 сентября – День знаний (театрализованное представление для детей и родителей). 5 октября – праздник уборки урожая. 1 октября – день пожилого человека. 9 мая – праздничный концерт для ветеранов. Осенний, зимний, весенний походы с родителями. Праздник «Ураза байрам». Навруз байрам; малый сабантуй. День рождения каждого ребёнка. Взаимодействие с общеобразовательными, социальными учреждениями других типов: МОУ Сызгинская СОШ МОУ Натальинская СОШ Сызгинский детский сад Натальинский детский сад Дошкольный и школьный отдел КМЦ Сельская библиотека Сельский клуб Центральная районная больница Детская поликлиника ИРРО, институт образования взрослых • Обеспечение преемственности между ДОУ и школой на единых основаниях • Организация работы по преемственности • Взаимопосещение занятий, уроков с целью обмена опытом. • Взаимоучастие в метод. объед. и пед. советах. • Экскурсии в школу для детей. • Отслеживание итогов успеваемости. • Информационно-ознакомительные мероприятия в рамках проведения Дня открытых дверей • Обеспечение консультационно-коррекционной поддержки • Научно-методическое сопровождение развития содержания образования • Организация концертных программ праздников, участие в культурно-массовых мероприятиях культурно-просветительская работа • Совместная организация музыкально-театрализованных мероприятий. • Медицинское сопровождение детей с целью профилактики • Профосмотры врачами – специалистами, консультирование • Своевременное выявление проблем в здоровье детей и их коррекция • Обследование ПМПС по направлению • Определение или уточнение диагноза ребенка, получение рекомендаций по их дальнейшему оздоровлению • Научное сопровождение, консультирование, повышение квалификации педагогов, руководителей ДОУ Сроки реализации образовательной программы 2009-2012гг. 2. Характеристика учреждения и принципов его образовательной политики. МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Озерская начальная школа - детский сад» Красноуфимского района работает с ноября 2009 года на основании приказа МОУО МО Красноуфимский округ от 29.10.2009 г. № 559 “О переименовании муниципального общеобразовательного учреждения Озерская начальная общеобразовательная школа. Настоящая Образовательная программа учреждения составлена на основании анализа результативности реализации Образовательной программы, утвержденной в 2008 году, представляет собой концепцию развития содержания обучения, воспитания и развития, технологического, кадрового обеспечения этого содержания, организацию учебно-воспитательного процесса в начальной школе - детском саду на краткосрочную перспективу (3 года). Начальная школа - детский сад создана в связи с сокращением численности учащихся и воспитанников, в целях отработки модели учебного заведения, реализующего принципы непрерывности и преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. Цель ОУ: создание условий в МОУ «Озерская начальная школа – детский сад» для осуществления образовательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием; для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития воспитанников и обучающихся. Основной целью дошкольного образования является всестороннее общее развитие ребенка, соответствующее его потенциальным возможностям. Цель начального образования - продолжение всестороннего развития детей наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике и становлением учебной деятельности. Задачи: 1. Обеспечение непрерывного образования; 2. Создание условии, гарантирующих охрану и укрепление здоровья детей; 3. Создание условий, обеспечивающих физическое, интеллектуальное и личностное развитие ребенка; 4. Создание условий для развития педагогической системы личностно ориентированного образования; 5. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям; 6. Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка; 7. Осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка. Исходя из целей и задач система образования в образовательном учреждении строится на следующих принципах: Гуманизация (предполагает, что основным смыслом педагогического процесса становится развитие воспитанника и обучающегося). Демократизация (на уровне обучения). Гуманитаризация (связанная с поворотом знаний от технократической к целостной и эстетической картине мира). Дифференциация и индивидуализация обучения (обеспечивает развитие воспитанника и обучающегося в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями). Развивающий характер образования (реализуется через деятельность каждого обучающегося в зоне его ближайшего развития). Непрерывность образования (требует связи всех направлений работы начальной школы - детского сада и подготовки воспитанников к обучению в начальной школе, а обучающихся - к продолжению образования после ее окончания). Системность (все компоненты учебно-воспитательного процесса взаимосвязаны и взаимозависимы). Управляемость реализацией образовательной программы (предполагает постоянное регулирование и коррекцию образовательной программы на основе мониторинга). Личностно-ориентированная модель образовательного процесса (система работы с детьми с 3 до 10 лет, содержание и формы обучения и развития, организация жизнедеятельности детей, сотрудничество учреждения с семьями воспитанников и обучающихся, развивающая предметная среда и др.) позволяет сохранить здоровье детей, сформировать полноценную личность каждого ребенка, открытого к взаимодействию с новыми взрослыми, готового к познанию, к самостоятельному добыванию нужной информации; ребенка активного, инициативного, творческого, с доверием относящегося к окружающим людям, уважающего свою культуру и культуру других народов. И это обеспечивает ему возможность успешно осваивать учебный материал средней школы независимо от того, по какой программе она работает. В своей деятельности начальная школа - детский сад руководствуется законодательством РФ, Указами Президента РФ, решениями вышестоящих органов управления образования, Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, своим Уставом. 3. Аналитическое обоснование программы Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего возраста «Озерская начальная школа - детский сад» реализует учебные программы различных видов: 3.1.дошкольное образование: - программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.В. Васильевой. начальное образование: - общеобразовательная программа В рамках модернизации начального образования и в соответствии с запросами родителей успешно решается вопрос введения иностранного языка со 2 класса и информатики в 3-4 классах. В МОУ изучает иностранный язык: английский. год % детей занимающихся информатикой % детей занимающихся иностранным языком 2008-2009уч.г. 7 из 11 уч-ся 64% 9 из 11 уч-ся 82% 2009-2010 уч. г. 5 из 12 уч-ся 42% 6 из 12 уч-ся 50% Учащиеся МОУ занимаются в кружках при Озерском ДК. 3.2. Учебные достижения обучающихся. Образовательный процесс в дошкольной группе МОУ осуществляется по программе М.Васильевой. Цель этой программы разностороннее развитие ребенка, формирование у него универсальных, в том числе творческих способностей, соответствующих возрастным возможностям и требованиям современного общества. В детском саду царит атмосфера сотрудничества. Воспитатель поощряет самостоятельность детей, индивидуальный интерес. На должном уровне проводится работа по воспитанию экологической культуры детей. Воспитатель старается создавать условия для развития у детей эмоционально положительного отношения к живой природе. В учебном процессе воспитателем учитываются индивидуальные особенности детей. Главным результатом следует считать создание для каждого ребенка таких условий, при которых он будет получать развитие, соответствующее его возрасту. В основу содержания начального общего образования положена государственная общеобразовательная программа четырехлетней школы. Начальная школа на протяжении многих лет добивается хороших результатов. Первые годы обучения в школе в значительной мере определяют, насколько успешно ребенок сможет осваивать учебный материал в дальнейшем. Именно поэтому важно иметь объективную картину качества обучения: уч.год кол-во учащихся кол-во второгод ников успевае мость кол-во уч-ся в 4 кл. успева-емость кол-во на «4» и «5» в нач. школе % кол-во уч-ся в 4 кл на «4» и «5» % 2007-2008г. 10 нет 100% 2 100% 5 50% 1 50% 2008-2009 11 нет 100% 3 100% 6 54,5% 1 33,3% 3.3. Внеучебные достижения учащихся. Главной целью воспитательной работы в начальной школе – детский сад является: содействие формированию личности, способной строить свою жизнь, достойную человека (построенную на основе добра, истины и красоты).Приоритетными направлениями являются патриотическое эстетическое правовое работа с родителями трудовое экологическое и др.. С целью поддержки и социализации одарённых детей проводятся школьные конкурсы, олимпиады. С целью активизации работы по профилактике правонарушений, по профилактике табако-курения, алкогольной и наркотической зависимости регулярно проводится работа через включение в учебные программы тем о воздействии на организм человека вредных привычек на уроках окружающего мира, классных часах. Индивидуальная профилактическая работа с детьми, находящимися в социально опасном положении, привитие навыков здорового образа жизни помогает достигать положительных результатов в профилактике правонарушений среди учащихся, асоциального поведения в подростковой среде. Учащиеся школы принимали участие в районных мероприятиях (конкурсы рисунков), участвовали в международном конкурсе «Кенгуру-2008», «Русский медвежонок -2007, 2008, 2009». 3.4. Состояние здоровья школьников, меры по охране и укреплению здоровья. МОУ обслуживает Озерский фельдшерско-акушерский пункт, заключен договор с ФАП о взаимодействии и сотрудничестве с Натальинской РБ, есть совместный план работы. Педагоги начальной школы – детский сад уделяют особое внимание проблеме сохранения здоровья детей. Реализуется программа «Здоровье», педагоги используют в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающие технологии. Постоянно отслеживаются результаты учащихся по физической подготовленности. Средний уровень физической подготовки учащихся в 2008-2009уч. году в удовлетворительном состоянии. На укрепление здоровья учащихся и воспитанников направлена оздоровительная работа, пропаганда здорового образа жизни, профилактика табакокурения, алкогольной и наркотической зависимости. В начальной школе – детский сад работает летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием, основными задачами которого является: - создание условий для целесообразной двигательной активности и закаливания детского организма; - воспитание положительного отношения к физическим упражнениям, подвижным играм и закаливающим процедурам, к правилам личной гигиены, соблюдение режима дня; - раскрытие творческого потенциала детей. 3.5.Обеспечение безопасности участников образовательного процесса. В школе проводится целенаправленная работа по обеспечению безопасного образовательного процесса. Эта деятельность осуществляется по нескольким направлениям: • предупреждение террористических актов; • обеспечение пожарной безопасности; • обеспечение дорожной безопасности; • предупреждение и профилактика детского и взрослого травматизма. Подготовка учащихся и персонала МОУ к действиям в ЧС и других опасных ситуациях осуществляется в соответствии с указаниями МО РФ и Свердловской области. Вопросы теории и практики безопасного поведения в экстремальных ситуациях отрабатываются во время практических занятий по эвакуации учащихся и персонала на случай пожарной или других экстремальных ситуаций. Проводятся беседы, классные часы по дорожной и пожарной безопасности, правилам поведения при возникновении ЧС и террористических актов. В новом учебном году следует активизировать работу с родителями по выработке у учащихся практических навыков по безопасному поведению на улицах, дорогах, в чрезвычайных ситуациях. В начальной школе – детский сад нет случаев травматизма, нет курящих. Образовательное учреждение имеет столовую на 12 посадочных мест. Столовая и буфетная обеспечена посудой мебелью, электрооборудованием. Горячим питанием охвачено 100% учащихся. 3.6.Социальное партнёрство, сетевое взаимодействие. Школа сотрудничала и продолжает взаимодействовать, в рамках социального партнерства, с образовательными учреждениями. С общественными организациями. Социальное партнерство в школе способствует повышению качества и доступности образования, так как на учащихся сказывается комплексное воздействие со стороны всех участников образовательного процесса. В результате тщательно скоординированной, продуманной, целенаправленной работы школьники понимают важность получения качественного образования для достижения социально- значимых целей. Озерская начальная школа – детский сад сотрудничает со многими общеобразовательными учреждениями Красноуфимского района, районным управлением образования и по сетевому каналу (Интернет), и по сотрудничеству по обмену опытом, по проведению районных семинаров; 3.7. Социальная активность учреждения. МОУ «Начальная школа - детский сад» д. Озерки является социокультурным центром в своём микрорайоне: по согласованным с учреждениями культуры планам проводит совместные праздники для воспитанников, учащихся, их родителей и местного населения; ведет просветительскую деятельность среди родителей. Школа - сад находится в благоприятном социально - культурном окружении. В селе функционируют учреждения, традиционные для сельской местности: ФАП, СДК, библиотека, магазин. Нет учреждения дополнительного образования и других детских клубов в селе, поэтому по сути школа - сад является социальным центром села. 4.Проблемы, сдерживающие развитие воспитанников и учащихся, концептуальные подходы к их решению. Проблема: характеристика с учетом фактического состояния образования, практических подходов к решению задач: формирование общей культуры личности; адаптация личности к жизни в обществе; создание основы для продолжения образования; Подбор заданий, способствующих развитию творческих способностей. Акцентирование внимания на литературном произведении как продукте коммуникативно-речевой деятельности автора, что обуславливает развитие речи читателя. Достаточный уровень сформированности навыка чтения и начального литературного образования создает предпосылки для успешного продолжения образования. Недостаточно высокая грамотность учащихся, недостаточный уровень речевой культуры, отсутствие у детей понимания значимости полноценного владения русским языком. Привитие внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием заботливого отношения к качеству своей речи и речевого поведения. Язык является средством общения людей, язык «обслуживает» общение и должен обеспечить его эффективность, результативность – исходное положение изучения родного языка. Привитие потребности и привычки самостоятельно обращаться к словарям и справочникам для решения различных вопросов. Использование языковых средств служит базой для дальнейшего развития языковой компетентности школьника и в целом для развития его познавательной активности. Преемственность между обучающими программами дошкольного и начального образования. Уровень воспитанности личностных качеств, предполагающий умение общаться и взаимодействовать с людьми - именно это и должно быть сформировано у малыша к началу обучения в школе. Вместо неоправданного форсирования развития детей необходимо обратить внимание на обеспечение их полноценной жизни в соответствии с психо - физиологической природой ребенка и социальными запросами общества. Готовность к школьному обучению, прежде всего предполагает: мотивационную готовность (т.е. внутреннее стремление к приобретению знаний и работоспособность), интеллектуально-познавательную готовность (развитость основных психических процессов. 5. Учебный план школы Образовательный процесс в начальной школе осуществляется на основе базового образования, определяемого Министерством образования РФ и Министерством образования Свердловской области. Конкретное содержание реализуется в учебном плане школы, который определяет приоритетные направления в образовательной подготовке учеников. Учебный план составлен на основании Закона РФ “ Об образовании ”, Приказа Министерства образования РФ N 1089 от 5 марта 2004 г., приказа Министерства образования РФ N 1312 от 9 марта 2004 г. в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений РФ. С 2001-2002 уч. г. учащиеся осваивают программу начального общего образования по схеме 1-4. В начальных классах базисный компонент включает учебные предметы, позволяющие заложить фундамент знаний по основным дисциплинам, обеспечить уровень соответствующий государственному стандарту. В 3,4 классах в рамках образовательной области «технология» изучается предмет информатика (по 1 часу). Учреждение функционирует в режиме пятидневной учебной недели. Данный режим работы учебного заведения обеспечивает выполнение базового компонента и использование школьного компонента на отдельных этапах урока: литературное чтение, окружающий мир, русский язык, технология, ИЗО. Недельная нагрузка не превышает предельно допустимую. Она представлена следующими образовательными областями: 1) филология - русский язык и литературное чтение, иностранный язык; 2) математика - математика, информатика; 3) естествознание - окружающий мир, 4) искусство - музыка, изо; 5) физическая культура - физкультура, 7) технология - технология, . В начальной школе создан библиотечный фонд учебников 1740 шт., в библиотеке насчитывается художественной и методической литературы более 327 шт., нужно приобрести учебники: музыка, физическая культура. Учебно-методической литературой учителя обеспечены. Содержание образования в начальной общеобразовательной школе отражено в его учебном плане, который соответствует Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Свердловской области, разработанному по ступеням обучения на основе Федерального Базисного учебного плана с учетом регионального и школьного компонентов. В 2009-2010 учебном году в 1- 4 классах реализовывался учебный план для традиционных классов. УЧЕБНЫЙ ПЛАН МОУ «Озерская начальная школа – детский сад» Красноуфимского района Свердловской области на 2009 /2010 учебный год. Учебные предметы Количество часов в неделю Всего I II III IV Литературное чтение 4 4 3 3 14 Русский язык 5 5 5 5 20 Иностранный язык (английский) 0 2 2 2 6 Математика 4 4 4 4 16 Окружающий мир 2 2 2 2 8 Музыка 1 1 1 1 4 Изобразительное искусство 1 1 1 1 4 Технология 1 1 1 1 4 Информатика 0 0 1 1 2 Физическая культура 2 2 2 2 8 Итого: 20 22 22 22 86 Обучение в детском саду строится по комплексной образовательной программе «Программа воспитания и обучения в детском саду» (М.А. Васильева и др.) Сетка занятий в группе МОУ «Озерская начальная школа – детский сад» Виды занятий Разновозрастная группа младшая подгруппа (с 1,5 до 3 лет) старшая подгруппа (от 5 до 6 лет) Количество занятий Продолжи- тельность (мин) Количество занятий Продолжи- тельность ( мин) 1.Развитие речи 1 15 2 40 2.ознакомление с окружающим миром 1 15 1 20 Формирование элементарных математических представлений 1 15 1 20 Рисование 1 15 1 20 Лепка 1 15 1 20 Аппликация Через неделю 15 Конструирование. ручной труд Через неделю 15 1 20 Музыка. 1 15 1 20 Физическая культура 2 30 2 20 Физическая культура на улице 1 15 1 20 Художественная литература 1 15 1 20 итого 12 12 Организация учебно-воспитательной работы Основная система обучения в начальных классах - урочная. Система предусматривает различные виды заданий, стимулирующих самостоятельную познавательную деятельность учащихся, проведение практических занятий, широко практикует и поощряет самостоятельную работу учащихся с литературой, выполнение различного рода творческих заданий, проведение конференций, нетрадиционных уроков. Широко используются элементы современных технологий обучения. Воспитательная работа строится на основе психолого-педагогической диагностики и в соответствии с традициями, из года в год создаваемыми в начальной школе - детском саду. Через проведение общешкольных мероприятий реализуется развитие творческих способностей, формирование интереса к исследовательской деятельности. 6. Система отслеживания результатов осуществления образовательной программы Мониторинг рассматривается как форма организации сбора, хранения, обработки и распространения полученной информации о деятельности образовательной системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием дальнейшего развития. |